Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях граждане зачастую по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое уникальное название более семи лет тому назад, подавляющее количество судей, адвокатов, юристов, следователей также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, не уточняя вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего определения данного исследования, в практике довольно часто рождаются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются познания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает нехорошая ситуация, в следствии которой материалы возвращаются в судебные или следственные органы без исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются из-за грамотности указанных выше участников следственного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин, состояние проезжей части;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение автомобиля и прочих участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и других участников по поверхности автодороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей и другие отрицательные особенности ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставлять материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в ситуациях, где главной причиной ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.